Изменения в расчетах утилизационного сбора: позиции Минпромторга

Министр промышленности и торговли России, Антон Алиханов, в своем выступлении в Госдуме сообщил о почти завершенных изменениях в методике расчета утилизационного сбора. Это заявление было сделано в ответ на вопрос депутата Алексея Корниенко, касающийся повышения утильсбора и его последствий. По статистике Минпромторга, на конец девяти месяцев 2025 года более 73% ввезенных в Россию автомобилей прошли через физических лиц с уплатой льготного сбора. Алиханов выразил озабоченность, что продолжение такой практики может привести к закрытию вновь открытых заводов и увольнению рабочих. В своих комментариях министр упомянул, что, хотя в прошлом году сбор был увеличен, это не отразилось на ценах на рынке. Напротив, некоторые модели даже стали дешевле. Однако несоразмерность налогов для юридических лиц и физических лиц создает проблемы, так как появляются так называемые «серые продажи», что нарушает рыночные процессы. Без решения существующих вопросов новые инвесторы могут приостановить свои вложения в российское автопроизводство. Алиханов также отметил, что серый импорт не ограничивается Дальним Востоком и наблюдается по всей стране. Утилизационный сбор служит важным источником финансирования федерального бюджета, и его недостаток приводит к сокращению средств на поддержку других отраслей. Он указал на необходимость защищать российское автомобилестроение, которое создает рабочие места и зависит от местных материалов. Несмотря на изменения, более 80% автомобилей в России не попадут под новое повышение. 11 октября во Владивостоке запланирован митинг против повышения утильсбора. Эксперты отмечают, что изменения могут привести к двукратному снижению автоимпорта и негативно сказаться на смежных отраслях. Обсуждаемый законопроект сталкивается с резким отрицанием среди населения.