В России зафиксирован избыток грузовых автомобилей класса тягач
Ситуация на рынке тяжёлых грузовиков в России: спрос не успевает за предложением
В январе — мае 2025 года провозная способность тягачей, зарегистрированных в России, оказалась на 44% выше реального спроса на грузовые перевозки. Эти данные появились благодаря совместному исследованию транспортной компании ПЭК, Объединенной лизинговой компании и Национального агентства промышленной информации, проанализировавших данные Росстата и опросы участников рынка.
На данный момент в стране функционировало приблизительно 345 тысяч тягачей гроздоподъемностью от 20 тонн и более. Каждый из них в среднем проезжал около 10 тысяч километров ежемесячно. Загруженность автопарка перевозчиков составляет примерно 60% от его максимальной грузоподъемности.
По оценкам экспертов, общая провозная мощность автопарка за период с января по май 2025 года составила 38,1 миллиарда тонно-километров (т-км). Однако фактический спрос за этот же период лишь достиг 21,1 миллиарда т-км, что указывать на загрузку парка всего на 56%. В сравнении с предыдущим годом, в аналогичный период 2024 года уровень загрузки был выше – 65%.
Александр Цыпин, основатель консалтингового агентства «Стратегия дела», объясняет текущую ситуацию переизбытком тяжёлых грузовиков, который возник в результате приобретений, сделанных перевозчиками в период роста рынка в 2023-2024 годах. Закуплено было около 100 тысяч магистральных тягачей, но в 2025 году деловая активность ощутимо упала, что негативно сказалось на всех секторах экономики и уровне спроса.